Алексей Андреевич Попов

Первый балетмейстер Республики Саха (Якутия)
(06.03.1946 – 08.09.1993)

Детство

Попов А.А. родился 6 марта 1946 года в г. Якутске. Его отец Костин Андрей Филиппович был известным деятелем музыкального искусства, преподавателем вокала, композитором. Из произведений Костина А.Ф. наиболее популярными были мелодии песен «Хайыhар», «Ах, Самара-городок», Квартет, одноактный балет «Кыталык», посвященный сыну Алексею. Мать Попова Мария Михайловна, представительница первого поколения артистов балета в Якутии 30-40-х годов, исполняла сольные партии в балете «Сир симэгэ».

Юность

В 1958 году Алексей Попов поступает в экспериментальный класс Новосибирского хореографического училища и успешно оканчивает его в 1964 году (класс педагога С.Г.Иванова). Молодой выпускник стал первым профессиональным артистом балета из якутов в труппе ЯГМДТ им. П.А. Ойунского.

Исполнительская деятельность

Яркий артистический талант и обаяние, музыкальность, хорошая техника, владение всем арсеналом дуэтного танца сразу выдвинули А.Попова творческим лидером среди коллег, принесли зрительскую любовь и большой успех.

За талантливое исполнение партий Чурумчуку в одноименном балете Ж.Батуева, Франца в «Голубом Дунае» И.Штрауса, за концертную деятельность он был удостоен в 1968 г. звания лауреата Республиканской премии им.П.А.Ойунского.

На сцене театра он создал незабываемый образ Ромео – «Ромео и Джульетта» П.Чайковского, а также Ньукуласа – «Алый платочек» Г.Литинского, с неизменным успехом выступал в миниатюрах «Укротитель и пантера» Ицкова в дуэте с С.Саввиной, «Весной» Э.Грига с Е.Степановой, «Спортивный вальс» И.Дунаевского с Н.Христофоровой и др.

Балетмейстерская деятельность

В 1966 году он ставит балет «Барышня и Хулиган» Д. Шостаковича, в хореографии К. Боярского. Именно с этого спектакля начинается творчество А. Попова, как балетмейстера. Образ Хулигана, созданный им на якутской сцене, вошел в галерею лучших актерских работ мастеров сцены. 

С 1967 года по 1972 год А. Попов учится на балетмейстерском факультете ГИТИСа им. А. Луначарского (педагоги – А.В. Шатин, Т.С. Ткаченко, Л.М. Таланкина). Будучи студентом IV курса сочиняет хореографию своего первого балета «Вальпургиева ночь» Ш. Гуно. Его дипломной работой явились одноактный балет «Сияние Севера» В. Бочарова, в котором он удачно воплотил национальный колорит по мотивам графики якутских художников, и хореографическая новелла «Двое» на музыку Р. Щедрина.

По окончании ГИТИСа А. Попов с 1972 года является главным балетмейстером Якутского государственного музыкального театра. Он осуществлял руководство труппой, определял, формировал ее состав и репертуар, организовывал весь творческий процесс и жизнедеятельность артистов, часто выступая для них и как педагог, и как репетитор. За это время он создал хореографию двадцати балетов самых разных жанров и форм, многие из них являлись большим событием в культурной жизни республики, были этапными в истории якутского балета и в творчестве ведущих мастеров. Его лучшие спектакли всегда отличались проникновением в музыкальную драматургию произведения, образностью режиссерского видения и четким воплощением его в структуре балета, выразительностью пластической лексики.

С творчеством А. Попова связано появление на якутской сцене новых тем, новых сюжетов, новых героев исторических эпох и художественных стилей – в его спектаклях звучала музыка В. Моцарта и С. Прокофьева, П. Чайковского и Р. Щедрина, А. Пуни и М. Равеля, А. Петрова и Г. Гладкова, также и музыка местных композиторов В. Бочарова, Г. Комракова.

В балетах А. Попова зрители видели сценографию высокой профессиональной и художественной культуры благодаря тесному творческому союзу с художниками Игорем Нежным и Татьяной Тулубьевой, которых он открыл для якутского театра. Творчество балетмейстера было питательной почвой для мастеров сцены Е. Степановой, Н. Христофоровой, К. Ивановой, С. Саввиной, Г. Баишева, А. Ултургашева, И. Борисовой, С. Афонасевича, А. Ягодкина. 

За балет «Подвиг» на музыку Г. Комракова о герое Отечественной войны Федоре Попове А. Попову в 1978 году присуждена премия комсомола Якутии. Выдержали испытание временем и продолжают воспитывать вот уже новое поколение исполнителей такие спектакли А. Попова, как «Золушка» С.Прокофьева, «Сотворение мира» А. Петрова, «Ромео и Джульетта» П. Чайковского, «Вальпургиева ночь» Ш. Гуно, «Кармен-сюита» Бизе-Щедрина – они идут в активном репертуаре со дня премьеры.

С Алексеем Поповым связано и освоение якутскими артистами классического наследия в их академической редакции – «Жизель», II акт «Лебединого озера». Кроме того для расширения репертуара А. Попов в разные годы привлекал и других балетмейстеров: Б. Халиулова, А. Чичинадзе, Р. Ибатуллина, в результате чего появились спектакли – «Шопениана», «Франческа да Римини», «Тысяча и одна ночь», «Симфония бессмертия». 

Балеты А. Попова известны не только в республике, но и за ее пределами. С именем Алексея Андреевича связаны и первые зарубежные гастроли труппы в Китае, которые прошли с большим успехом и где китайским зрителем был принят его балет «Сотворение мира». 

Одноактный балет «Ромео и Джульетта» на увертюру-фантазию П. Чайковского в постановке А. Попова участвовал во Всероссийском фестивале одноактных балетов в г. Пермь, в Фестивале балетов П. Чайковского в г. Ташкенте, а миниатюра «О, Солнце!» стала визитной карточкой Якутского балета на многих сценах страны, в МНР, Китае, Югославии. 

Благодаря деятельности А. Попова якутский балет поднялся на всероссийскую и международную  арену – это его участие вместе с артистами в различных Всесоюзных и Международных конкурсах, фестивалях, на которых он и артисты награждались грамотами и дипломами. Как известный специалист хореографии он работал в составе жюри Всероссийского конкурса артистов балета в г. Пермь, где постоянным председателем жюри является народный артист СССР В. Васильев. 

Творчество А. Попова влияло на весь многогранный процесс профессионализации якутского классического балета и всей хореографии. Наследие А. Попова составляют не только спектакли, созданные на сцене театра, образы, исполненные им и его коллегами, которые воспитали не одно поколение зрителей, но и единственная в республике Балетная труппа.

Спектакли в хореографии и постановке балетмейстера А.А. Попова

1. Д. Шостакович «Барышня и Хулиган» 1966 г. 

2. П. Жирков, Г. Литинский «Алый платочек» 1968 г. 

3. Ш. Гуно «Вальпургиева ночь» 1971 г. 

4. А. Адан «Жизель» 1973, 1986 гг. 

5. Р. Щедрин «Двое» 1974 г.

6. В. Бочаров «Сияние Севера» 1974 г.

7. С. Прокофьев «Золушка» 1975 г.

8. Г. Комраков «Подвиг» 1976 г. – посвящен Герою СССР Федору Попову.

9. П. Чайковский «Ромео и Джульетта» 1976 г.

10. Д. Салиман-Владимиров «Священный Ильмень» 1977 г.

11. А. Петров «Сотворение мира» 1978 г.

12. А. Моцарт «Маленькая ночная серенада» 1979 г.

13. М. Равель «Болеро» 1979 г.

14. Ц. Пуни «Собор Парижской богоматери» 1980 г.

15. П. Чайковский «Щелкунчик» 1981 г.

16. Н. Пейко «Абакаяда» 1983 г.

17. И. Морозов «Доктор Айболит» 1984 г.

18. Ж. Бизе-Р. Щедрин «Кармен-сюита» 1987 г.

19. Г. Гладков «Двенадцать стульев» 1988 г.

20. В. Бочаров «Маугли» 1989 г.

21. Г. Комраков «Северная легенда» 1990 г.

22. П. Чайковский II акт «Лебединое озеро» 1987 г.

Творчество Алексея Попова является значительным вкладом в развитии профессиональной хореографии, профессионального искусства и культуры Республики Саха (Якутия).